facebookвконтактеtwittergoogle plusrss feedemail

вторник, 19 августа 2014 г.

По улицам Сухума в поисках выборов...


Гости солнечной Абхазии выборного процесса в республике, пожалуй, могут и не заметить. В теле- и радио- эфирах призывы кандидатов не истеричны, волонтеры с листовками не навязчивы, пафоса минимум — борьба штабов и пиарщиков за голос каждого избирателя не бросается в глаза

Настроение сухумцев на первый взгляд скептично-расслабленное — лишь на время утреннего кофе и разговоров за ним оказывается, что идет предвыборное "рубилово", а кто-то из кандидатов просто "рвет и мечет".


Впрочем как кофейная гуща оседает на дне чашки, так и мутное предвыборное настроение куда-то уходит с повестки дня — актуальны жара и цены. Но наверняка ведь что-то где-то кипит?

В начале июня под давлением оппозиции, в связи с волнениями в республике подал в отставку президент Александр Анкваб. Парламент назначил выборы нового президента на 24 августа. День X уже в ближайшее воскресенье и потому интересно прогуляться по Сухуму в поисках выборов. Где же они? Есть-ли внешняя реклама? Как и какими рекламно-визуальными методами, лозунгами определяется завтрашний день Абхазии?



На пляжах выборов не видно — лишь плакаты турфирм, предлагающих экскурсии по местным достопримечательностям и эксклюзив — абхазское застолье!


На билл-бордах и платных рекламных площадках не на жизнь, а на смерть сражаются, совсем не кандидаты на самый высокий пост республики, а другие непримиримые здешние  враги —операторы связи А-мобайл и Аквафон. Фишка лета — стандарт связи LTE или 4G. Его практически нигде еще нет кроме Абхазии.


Наверное самый крупную рекламную площадь Абхазии заняла керамическая плитка из Турции...


Кавказские традиции в "бабле" — креатив от Гарант-банка. Бабло и вино гарантированы. Но где же лица кандидатов?


Может это? А что?! Котики — всегда актуально! Любая аудитория в восторге от котиков да еще и кавайных! Так где ставить галочку?


На коммерческих носителях удалось обнаружить лишь такую предвыборную наклейку. В компании "Инфомост", что занимается наружной рекламой сначала отказывались что-либо комментировать, но потом признались, что заказов на политическую рекламу у них нет. Попросили ни на кого конкретного не ссылаться.


Носителями предвыборной агитации в Сухуме выступают столбы, стены и любые поверхности в общественных местах, куда можно что-то приклеить и тем самым добавить "эстетики" улицам родного города.

...


Часто предвыборная агитация теряется среди других объявлений. "Найдите Уолли!"


Иногда радует случайный контекст! Вот, например, кандидат Аслан Бжания под знаком "Главная дорога"!


А кандидат Рауль Хаджимба хорошо вписался За Мир!


Иногда, как на следующих двух фото контекст дает повод задуматься...

"Шапито" — все эти выборы...


"Голубь" мира?


На столбе приклеена биография кандидата Бжании и его потенциального вице-президента. Столб находится вдалеке от остановок — часто ли вам приходило в голову читать большие тексты, статьи, биографии со столба посреди улицы?


ТОПовый рейтинг кандидату обеспечен!


Интересно, что этот крупный визуальный носитель — билл-борд, показывает не кандидата, от которого будет зависеть завтрашний день Абхазии, а скорее призван почтить память президента Сергея Багапша, умершего в 2011-м году. При безусловных внешнеполитических заслугах которого — например в частичном признании независимой Абхазии (на этот момент республику признают четыре страны мира) нынешним политикам на ушедшего Багапша оказалось удобно цеплять все так и не решенные проблемы Абхазии и пропавшие в разное время бюджеты.


На одном из самых красивых домов города — плакат с легендой, первым президентом Абхазии — Владиславом Ардзинбой. Существует мнение, что с уходом Ардзинбы с места президента в 2005-м году и по сей день республика пребывает в затяжном политическом кризисе. Возможно именно выборам 24 августа этот кризис суждено разрешить.


А пока любые поверхности центра Сухума обильно залеплены плакатами кандидата Аслана Бжании — одного из четырех участников предвыборной гонки за кресло президента. Он уверенно выходит в лидеры по внешней рекламе!


Вот Аслан Бжания сразу для двух погодных условий — в пиджаке и без.


Вот в абхазском и русском варианте:


Надо отдать должное штабу за некоторое разнообразие агитационной продукции Аслана Бжании. Когда приверженность тому или иному кандидату обозначает магазин, парикмахерская, человек предоставляющий те или иные услуги, которому доверяют его покупатели, клиенты — это работает лучше, точнее...


Аслан Бжания на рынке Сухума.


Аслан Бжания в парке на Площади Свободы с Владиславом Арцзымбой в качестве фона.


Но если визуально Аслан Бжания и доминирует в центре Сухума — то по попадающимся на глаза предвыборным штабам лидирует Рауль Хаджимба

Просто по дороге с рынка в центр — штаб номер раз!


Штаб, номер два!


Штаб номер три. У порта на площади имени Сергея Багапша. Это главный предвыборный штаб Рауля Хаджимбы — много серьезных машин и суровых секьюрити в штатском, запрещающих снимать ребят с агитационной продукцией, снующих рядом. Пришлось фотографировать с противоположного тротуара.


На проспекте Леона случайно обнаруживается и штаб оппонента...


Правда молодежный... Говорят, на этих выборах между Хаджимбой и Бжания идет схватка за обычно пассивный молодежный электорат.


Уже не было надежды найти визуальное присутствие в Сухуме хоть кого-то из оставшихся двух кандидатов и тут — сюрприз! Штаб генерала Мераба Кишмария как раз напротив молодежного штаба Бжании.


...


Удалось с первого взгляда заметить еще лишь один след Мераба Кишмария: в небольшом магазинчике программка кандидата в вице-президенты при нем — Саида Лолуа.


Отдыхающих и гостей Сухума здесь стараются выборами не беспокоить, но и в районе Набережной Махаджиров если не с первого, то со второго взгляда агитацию заметить тоже можно!

Переменами в республике Рауль Хаджимба вдохновляет чаек и гуляющих по Набережной туристов.

...
А что же это за кавайность? Может быть "котики" — это оригинальный пиар-концепт четвертого кандидата, следов которого случайным набегом на центр Сухума так и не обнаружилось?


Оригинальный, стильный, молодежный кандидат — прямо из завтрашнего дня Абхазии!


И довольно выигрышно смотрится рядом с плакатом одного из лидеров гонки!

Это конечно шутка, забегая вперед, скажу, что каких-либо плакатов/листовок четвертого кандидата в президенты республики — экс-министра МВД Леонида Дзапшба обнаружить пока не удалось.

Примеры уличного черного пиара (ну если это можно так назвать..) были замечены лишь по отношению к Аслану Бжания — немало его плакатов разорваны.


Можно даже предположить не только проявление эмоций избирателей в определенных точках, а и некоторую системность процесса. Например повреждены практически все плакаты вдоль улицы Лакоба.


А где-то кандидаты вполне мирно соседствуют даже на одном заведении.


Приятнее было бы увидеть: "Этот дом отремонтировал ...". Но это, пожалуй, высший политический пилотаж, пока так...

...

Вот очень любопытное и не случайное как выяснилось соседство, делающее честь кандидату Бжании — он одного рода и одного места рождения с известным этнографом Царбеем Бжанией, изучавшим и оставившим немало трудов посвященных духовным и материальным аспектам абхазского народного быта и сельской культуре Абхазии.


...
Но все же визуально присутствие кандидатов в Сухуме проигрывает рекламе гастролей эстрадных звезд, службам такси и, тем более, операторам сотовой связи.

...

Судя по первому взгляду на предвыборный Сухум — выбирать абхазам предлагают лица, галстуки, костюмы, форму, а не программы реальных действий — вот кто-то может сказать чем принципиально отличаются программы основных претендентов? Цветовые решения у трех кандидатов, чьи плакаты есть в центре практически одинаковы — лицо на фоне зелено-белых полос национального флага. На некоторую оригинальность претендует галочка с датой выборов у Рауля Хаджимбы, но никакой символической нагрузки она не несет.

Аслан Бжания в неопределенной форме глагола хочет вроде бы "Услышать каждого" — с подобной формулировкой ("Услышу каждого!") в 2009-м шел на президентские выборы в Украине Виктор Янукович, его неумение "слышать" привело к теперешней трагической ситуации. Будем надеяться, что в небольшой Абхазии общественное мнение проще донести до ушей руководства, а президент действительно хочет его слышать, а не просто использует довольно вторичный и понятный лозунг

От хаджимбовского "Страна ждет перемен!" веет перестроечно-цоевским настроением (помните песню "ПЕ-РЕ-МЕН! Требуют наши сердцааа!") несмотря опять же на вторичность лозунг все-таки бодрит, наверное вдохновляет молодежь и ссылается на революционные настроения конца мая — только бы жара не убила эту бодрость, а действительно нужные республике перемены не погрязли в рутине бюджетных распилов.

Нужна ли вообще здесь внешняя реклама кандидатам, правильные ли сложились от нее впечатления у ApsnyTomorrow и где нам еще пройтись не предвзятым первым взглядом в поисках выборов, мы поинтересовались в facebook у жителя Сухума, независимого журналиста и политолога Инала Хашига.

Все верно, по внешней рекламе самый заметный - Бжания. И это естественно. Его до выборов мало кто знал, и практически никто не знал в лицо. В этом смысле реклама была необходима.  Другим эта реклама нужна вряд ли . Их и так все знают, — комментирует Инал Хашиг, — а между тем вчера (18 августа, — прим. авт) состоялись первые теледебаты кандидатов в президенты. И, надо признать, вышли они жесткими. Обычно у нас в эфире политики так в открытую не говорят. А здесь все было слишком даже откровенно!

Может быть и не заметные с первого взгляда политические страсти в Абхазии все-таки кипят. Это признак неумолимого движения республики в новый завтрашний день. Каким будет абхазское завтра и кто его будет олицетворять — давайте посмотрим вместе!

...


0 коммент.:

Отправить комментарий

 

О проекте

Проект посвящен людям, организациям, событиям благодаря которым крепнет уверенность в завтрашнем дне Абхазии

Реклама

Реклама на сайте:

apsnytomorrow@gmail.com

Контакты

apsnytomorrow@gmail.com

+ 7 940 9917936